Перевозки: Логистика с нежностью. Перевозка водного транспорта

24.04.2017 18:45:00

Статья в декабрьском номере журнала ГРУЗАВТОИНФО №12 (97), 2011

1326706961_perevozkm_yaht__1.jpgЗавершение «сезона яхт» представляет логистическое направление в совершенно ином свете. Как оказалось, водный транспорт перевозить не так-то просто. О самых важных и интересных моментах перемещения нетипичных грузов рассказала Наталья Макуренкова, генеральный директор компании «Департамент Логистики Burevestnik». 

— Насколько развито в России направление подобных перевозок?

— Если посмотреть на перечень логистических компаний на российском рынке, которые занимаются перевозкой крупногабаритного и тяжеловесного грузов, то их в десятки раз меньше, чем любых других, хотя прибыль с каждого рейса у первых значительно выше. Такая ситуация сложилась потому, что перевозить нестандартные грузы — намного более затратно и ответственно: нужна специальная техника (финансовый вопрос) и обученные люди (кадровый вопрос). Если вы решите приобрести специализированную технику для перевозки яхт, то вы увидите, что ее стоимость в три раза и более превышает стоимость стандартной фуры. Если у компании есть средства на приобретение такой техники, то выйти на рынок несложно, но вот найти компетентных людей, которые специализируются именно на перевозке яхт, на рынке труда будет непросто.  

При первом рассмотрении может показаться, что компаний, специализирующихся на перевозке яхт, достаточно много, но на деле основных игроков на рынке всего несколько, в том числе и «Департамент Логистики Burevestnik Group». Как правило, крупные транспортные компании специализируются на перевозке крупногабаритного груза, а перевозка яхт для них — второстепенное направление. Это связано с тем, что такие перевозки имеют четко выраженный сезонный характер и не дают постоянного объема перевозок, в отличие от любого другого груза.
Наша компания — это, скорее, исключение. Перевозка яхт для нас — приоритетное направление: мы умеем это делать хорошо, и знаем о яхтах практически все. Кроме того, «Департамент логистики Burevestnik Group» является одной из компаний многопрофильного холдинга Burevestnik Group — ведущего дистрибьютора катеров и яхт на территории России.

— Какая техника и каких марок используется для перевозки яхт и катеров?

— Для пополнения своего автопарка мы рассматривали технику нескольких марок, таких как Volvo, Mercedes, Scania и т.д., но довольно быстро остановились на технике MAN, которую как надежную и выносливую нам рекомендовали наши партнеры-транспортники. Также свою роль сыграли и такие немаловажные для нас факторы, как оперативность поставки и наличие разветвленной сервисной сети по всей России, так как география наших перевозок весьма обширная. Все тягачи с колесной формулой 6х4, т.к. вес полуприцепа составляет порядка 17 т, а яхты вполне могут весить и все 40 т. 
  
Полуприцепы выбирали, также исходя из предложений от основных участников рынка, а руководствовались именно нашей спецификой. К примеру, перед перевозкой с яхты обычно снимают винты, а зачастую и валы (процедура довольно затратная и отнимающая время). Чтобы этого избежать, наша компания пополнила парк своей техники особым полуприцепом голландской компании Nooteboom, который может раздвигаться не только в длину, но и в ширину, так что в него можно «уложить» яхту, не снимая валов. 

Наличие собственной техники позволяет нам предоставлять клиентам услуги по проектным перевозкам, которые в сфере яхтинга пользуются наибольшим спросом, и выполнять «представительскую функцию». Автопоезда в составе тягачей MAN, чьи кабины окрашены в фирменный цвет компании — синий ультрамарин со стилизованным изображением розы ветров, выступают в качестве привлекающих всеобщее внимание шоу-стопперов.

— Существует ли сезонность спроса на перевозки яхт и катеров?

— Сезонность спроса на перевозки яхт — их основная характеристика. Как правило, самый активный период — весна, ведь именно в это время поставляются новые яхты, чтобы к началу навигации приготовиться к путешествиям. Летом мы довозим то, что было заказано и произведено позже. А осенью яхты либо перемещаются на зимнее хранение в теплые эллинги, либо владельцы хотят «продлить лето» путем перевозки яхты, к примеру, на Черное, Средиземное или Карибское моря. Конечно, вторичный рынок перемещается и независимо от сезона, даже зимой, но все же максимум спроса на перевозки приходится на весну. 
   
— Какие особенности объектов перевозки (яхт и катеров) надо учитывать при их перевозке, и каким образом подбирается под каждый вариант техника?

— Яхта — очень дорогой и хрупкий груз. Надо не только разбираться в особенностях самого строения, но и понимать технические параметры: что нужно, а что нельзя демонтировать для получения необходимых транспортных габаритов. Помимо этого, размещение яхты как на кильблоке на океанском судне, так и на низкорамном полуприцепе требует тщательного контроля и участия такелажников, сюрвейеров (специалистов по страхованию), технического эксперта. Именно эти специалисты просчитывают все возможные риски повреждения и осуществляют все работы, используя специальное оборудование, чтобы эти риски минимизировать. В этом году наша компания осуществила непростую морскую перевозку тридцатиметровой моторной яхты весом более 100 т из Саутгемптона (Англия) в порт Стамбула (Турция). Перевезти подобную яхту на автотранспорте невозможно в принципе, поэтому была осуществлена именно морская перевозка. Процесс погрузки занял более 3-х часов! Крепление яхты на судне было тщательно проверено экипажем судна. Для обеспечения сохранности погрузо-разгрузочных работ в обязательном порядке привлекались опытные водолазы и сюрвейеры.  
   
Что касается автомобильных перевозок, мы подбираем технику под заданные параметры: катера свободно размещаются на автопоезде с разобранным тентом, а перевозка яхт уже редко обходится без низкорамной платформы с уменьшенной погрузочной высотой. Именно высота перевозимого объекта является решающим параметром при разработке и промере маршрута. Просчитываются все сложности, которые могут возникнуть при перевозке, как, например, проезд под мостами, для того, чтобы не зацепить яхтой свод, автопоезд «садится на брюхо» — просвет между рамой полуприцепа и дорожным полотном не превышает пяти сантиметров. 

В этом сезоне значительным спросом пользовались перевозки в Иркутск и Красноярск. В каждом случае специалисты нашей компании предварительно производили замер яхт, чтобы установить точные габариты груза; также приходилось решать комплекс вопросов, связанных с ее документальным оформлением: перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов по всему маршруту движения необходимо согласовывать с госорганами, которые осуществляют управление дорогами, отделениями железных дорог (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды, подземные трубопроводы и кабели, воздушные линии электроснабжения и связи и т.п.). После получения разрешения перевозчик обязан согласовать каждую перевозку с Госавтоинспекцией МВД РФ, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. В нашем случае ширина транспортного средства превышала 4 метра, поэтому перевозки происходили не только с участием автомобилей прикрытия, но и в сопровождении патрульного автомобиля ГИБДД. 

Главное при перевозке такого ценного груза, как яхта, — доверие к перевозчику, уверенность в том, что ваша собственность будет доставлена в целости и сохранности. Поэтому владелец яхты должен четко понимать, что при выборе перевозчика обязательно стоит обратить внимание на репутацию компании, качество автопарка, уже выполненные проекты и рекомендации клиентов компании.